Аренда яхты, обзор

  • warning: array_map(): Argument #2 should be an array in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/modules/system/system.module on line 1015.
  • warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/includes/theme.inc on line 1820.
  • warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/includes/theme.inc on line 1820.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 879.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 745.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 589.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 589.

 Очень часто на различных форумах, в бытовых ли разговорах со своими друзьями или в деловых  беседах с партнерами, меня спрашивают о том, как устроен чартерный бизнес: как и где лучше взять лодку в аренду, какие регионы лучше и чем, какие лодки и какого размера лучше брать в чартер и т.д..

Поскольку у меня накоплен довольно большой опыт в этой области и надоело пересказывать одно и то же, я решил поделиться им и дать рекомендации, всем, кому это может пригодиться. Данный материал рассчитан, прежде всего, на новичков.

Как правило, если страна и акватория представляют интерес с точки зрения путешествия на яхте, то и сам яхтенно-чартерный бизнес в такой стране развит прямо пропорционально этой привлекательности.

Например  Красное море  – побережье и ландшафт не интересные, мало пригодные  для яхтенных стоянок и не смотря на длинный сезон, акватория не  привлекательна для яхтсменов. Как следствие, яхтенный чартер в Египте, в том виде, в котором мы его обычно представляем, практически не развит.

Аренда яхт в большинстве яхтенных регионов так же хорошо развита, как и гостиничный бизнес – по уровню затрат чартерный яхтинг сопоставим, а по количеству получаемых эмоций, частоте смены картинки и впечатлений,  заметно превосходит пляжно-гостиничный рафинад. Скажем, на сезон 2011 года, недельная аренда трех каютной яхты 36-40 футов, расчитанной на отдых 4-6 человек, обойдется от 1300 до 2000 евро. Конечно, сюда добавятся еще расходы по питанию, топливу и стоянкам, но тут уж многое  зависит от  личных предпочтений и бюджет, в среднем, не сильно увеличится.  Хотя конечно такой способ проведения отпуска подходит не всем – тот, кто привык к статике, предпочитает рафинированный отдых или его иллюзию, предпочтут отель.

В очень многих вопросах мы идем, надо честно признаться, в фарватере более продвинутых европейцев. Когда рухнул «железный занавес», российский турист принялся осваивать то, что европейцем уже давно было освоено. Так было, например, с горными лыжами – мы вдруг с удивлением обнаружили, что горные лыжи это чертовски здорово, что даже в любом задрипанном европейском захолустье найдется с десяток неплохих региональных горок  и за последние годы мы заполнили собой основные мировые и европейские горнолыжные курорты.  Следующая ступень этого развития – искать и находить более продвинутые, в плане качества катания, места, да еще там, где нет пока российского горнопляжника.  К слову сказать, я катаюсь горных лыжах, практически без перерывов, с 1986 года. Начинал еще на Домбае и Чегете и к настоящему моменту обследовал 90-95% европейских зон катания – следствием этого интенсива было пресыщение и потеря прежнего интереса к этому, довольно интересному, виду активного отдыха. Так, что надо задуматься, а нужен ли такой интенсив? Но это вопрос больше ко мне самому.

С яхтингом происходило и происходит практически тоже самое – уже около 10 лет самая продвинутая и активная часть русского туриста двинулась туда, где европеец уже давно и активно освежал пейзажи, своими вояжами под парусом.

Мы быстро освоили регионы с развитым чартерным флотом и русские флаги на мачтах стали появляться везде, где есть соленая вода, красивая природа и конечно чартерный флот.

В данном обзоре я не буду детализировать опыт и вопросы, связанные с приемкой/сдачей яхт, я хотел бы дать некий, до известной степени профессиональный,  обзор на тему как устроен чартерный бизнес и как проще и без лишних затрат и нервотрепки (потери денег и времени), взять яхту в аренду.

Практически в любой средиземноморской стране (Франции, Испании, Хорватии, Турции, Греции, Италии..) существуют сотни чартерных компаний, каждая их которых управляет флотом из 5-50 лодок. Если компания крупная , то как правило, имеет подразделения не только в родных водах, но в других странах,  и в этом случае счет уже идет на сотни судов.

Владельцем судна может являться, как частное лицо, так и юридическое, которое отдает в чартерную компанию права на содержание и коммерческое управление судном.

Я очень хорошо представляю этот бизнес снаружи, как потребитель и изнутри, как предприниматель, который понимает внутреннюю «кухню»  и потому хотел бы озвучить несколько причин, по которым в 99% случаев, порекомендовал бы никогда не брать яхту в аренду напрямую в чартерной компании:

Основная причина – подавляющее количество чартерных компаний сами не рвутся работать с частными заказчиками. Они ориентированы и заточены под работу с «оптовым покупателем» (заказов больше, а головной боли меньше) и частные лица не являются приоритетной целевой аудиторией

Вторая причина проистекает из первой – даже если чартерная компания соглашается работать с частным клиентом (иногда отказывают), то общаться с чатным, разовым заказчиком, они будут задней левой, поскольку с агентством проще - трудозатрат на общение столько же, а заказанных лодок больше. И чем больше компания, тем менее ей интересна личность.

Третья причина финансовая – никаких скидок или финансовых преференций, как правило,  частный клиент от обращения напрямую не получает. Комиссию агентскую (примерно 15%) получает яхтенное агентство,  частью которой, в свою очередь может поделиться со своим клиентом, в благодарность за лояльность клиента компании. Что, как правило, и происходит. Мало того, платеж из России в зарубежную компанию не очень простое дело для того, кто занимается этим не каждый день. Впрочем, для тех кто занимается этим каждый день, тоже не простое. Надо в деталях вникнуть в процедуру или заплатить с карты – в любом случае к сумме контракта 3-5% будет потеряно.

Четвертая причина юридическая – частный клиент, вступая в отношения с зарубежной чартерной компанией (договор не имеет силы на территории РФ), юридически не застрахован от неожиданностей, и нежные отношения будут хороши до момента возникновения трений.

Наконец пятая причина техническая – заказчику надо взять на себя работу, которую обычно, за агентское вознаграждение, делает яхтенное агентство, найти, прошерстить Интернет, списаться с чартерными компаниями и выявить приемлемые варианты. Разница в том, что агентство своих партнеров, уже давно выявило и делает эту работу каждый день, а частный клиент  1-2 раза в год. Причем, заключая контракт напрямую, с чартерной компанией вы не можете быть до конца уверены – берете ли вы лодку из ее флота или они предоставили лодку своих партнеров как агент, в связи с занятостью своего флота. И какая нам разница через кого брать лодку в чартер, через агентство или через управляющую компанию   – важен результат с наименьшими усилиями со своей стороны.

Очень интересный инструмент – электронная система бронирования, позволяющая в режиме он-лайн, выбрать и забронировать из базы нескольких тысяч яхт по всему миру, то, что совпадает с вашими требованиями и ожиданиями. Скидки в «lastminutecall» доходят до 30 или даже 50%. Продвинутые яхтенные агентства давно пользуются этой системой и выступают гарантом чистоты и прозрачности. 

За все годы хождения по морям на чартерных яхтах мне и в голову не пришло заказывать яхту напрямую, у управляющей компании, как не приходит в голову, ехать за бензином на нефтебазу вместо заправки, или на оптовую базу за продуктами домой вместо супермаркета.

Теперь несколько слов о выборе региона для аренды яхты. Поскольку данный материал ставит задачу ознакомить с темой людей только приобщающихся к яхтингу, то я бы рекомендовал выходить в первое самостоятельное плавание в знакомых водах, там, где проходило учебное плавание.  

Знакомая акватория и погодные условия, сделают плавание более комфортным, в психологическом плане в том числе. Вторая рекомендация для первого выхода – выйти в составе флотилии, пусть даже не большой. Во первых во в время перехода всегда можно посмотреть как действуют более опытные товарищи, учесть их действия при изменении погодных условий и сделать так же.

Во-вторых, при завершении дневного перехода они не только подскажут условия захода и швартовки, но и окажут практическую помощь.

Немаловажный вопрос, – какой регион выбрать. Здесь надо самому хорошо понимать, что ожидаешь от путешествия на яхте.  Основные средиземноморские регионы для чартера это Хорватия, Франция, Испания, Италия, Греция, Турция.

Хорватия. Очень красивая природа, много больших и маленьких островов, хорошо развитая яхтенная инфраструктура, много хороших и комфортабельных марин. Одних из лучших в Европе. Есть много чего посмотреть в плане культурного наследия – обилие замков, старых городов, колоритных деревушек, причем все в очень ухоженном состоянии.

Чартерный бизнес очень развит – очень много чартерных компаний и довольно молодой флот. Недостатки тоже имеются – основной, это отсутствие свободных мест для стоянки в маринах, в высокий сезон. Одни из самых высоких цен за стоянку в Европе – стоянка, скажем яхты 45 футов, может стоить от 60 до 120 евро за ночь, или даже больше.

Продолжительность сезона не очень большая – высокий сезон длится с мая по начало сентября. В начале осени погода неустойчива, и как правило, к середине сентября лето кончается. Однажды я был свидетелем того, как лето кончилось уже в конце августа. Конечно, бывают исключения, когда и в октябре стоит довольно солнечная и теплая погода, но это бывает не часто.

Наконец один из самых важных факторов это наличие ветра. Основу чартерного флота составляют парусные яхты и важная составляющая яхтенного путешествия это как раз хождение под парусами. Ветер в этом регионе никто не гарантирует – не зря Адриатику называют дизельным морем. Конечно можно ходить и под мотором, но очень важная, эмоциональная, часть яхтенного яхтенного отдыха будет потеряна.

Самый интересный для яхтинга регион, это Греция. Уникальная, исторически богатая, не тронутая цивилизацией, природа, огромное количество островов ( в том числе и необитаемых), доброжелательные люди, относительно не высокие цены по сравнению с Европой и соседней Турцией,  продолжительный сезон (начинается в апреле и заканчивается в декабре) – все это Греция. Все эти причины ставят этот регион, на мой возможно субъективный взгляд, на первое место в моем личном рейтинге.

Минусы тоже существуют – не очень развитая береговая яхтенная инфраструктура. Прогуливаясь по островам Эгейского моря, вы за неделю можете дозаправится пресной водой, всего раз или два. В большинстве портов не будет берегового электропитания и душа. Хотя позитивные изменения в Греции в этом смысле происходят, как ни странно, во многих местах, где мне пришлось побывать в последнее время, проводят реконструкцию, дноуглубительные работы, появляется постепенно электричество на пирсах. Но для многих отсутствие цивилизации не является препятствием, скорее наоборот.

Турция одна из самых яхтенных стран в средиземноморье – здесь базируется большой чартерный яхтенный флот, довольно много вместительных, современных марин и такой же продолжительный яхтенный сезон, как и в Греции, даже еще длиннее. Близость греческих островов, очень интересная береговая линия, насыщенность античными и историческими объектами, развитая береговая инфраструктура, делает Турцию самой популярной средиземноморской страной в контексте яхтенного чартера.

Далее я совсем кратко, так сказать штрихами, дополню обзор по Франции, Италии и Испании.

Франция очень интересный регион, там есть, что посмотреть, НО! И западное побережье и ЮБФ, очень перегружены  самой разнообразной туристической публикой, что сильно снижает его яхтенную привлекательность. Марины и стоянки перегружены яхтами, а берег туристами. На мой взгляд, Францию лучше изучать с берега и не в сезон. Это мое личное мнение.     

У Испании основной недостаток – ограниченный регион. То, что представляет интерес для яхтсменов, это Балеарские острова – Майорка, Менорка, Ибица и Форментера. 

Италия, помимо своих многочисленных известных достоинств обладает и очевидными недостатками – перегруженность туристами дополняется очень высокими ценами на стоянку яхт.