Поляки

  • warning: array_map(): Argument #2 should be an array in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/modules/system/system.module on line 1015.
  • warning: array_keys() expects parameter 1 to be array, null given in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/includes/theme.inc on line 1820.
  • warning: Invalid argument supplied for foreach() in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/includes/theme.inc on line 1820.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/views.module on line 879.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 745.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 589.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /srv/www/white-russian/data/www/white-russian.ru/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 589.
"Чистоту, простоту мы у древних берем, саги, сказки - из прошлого тащим,
потому, что добро остается добром - в прошлом, будущем и настоящем!"

«Баллада о времени» В.В. Высоцкий

ДАННАЯ СТРАНИЧКА ЯВЛЯЕТСЯ УГОЛКОМ КАПИТАНА И ПОСВЯЩЕНА НАСЛЕДИЮ СЕМЬИ НИКУЛИНЫХ И ЛЯВДАНСКИХ. НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОЕКТУ НЕ ИМЕЕТ И ПОСЕМУ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ПОСЕЩЕНИЯ.

Когда я начал заниматься генеалогией моих польских корней, первые результаты окрылили меня. Но по мере углубления в тему пришло и некоторое разочарование – установить, как звали моих предков, проследить их генеалогию  возможно,  а вот узнать какими они были, узнать подробности их жизни и поступков – увы нет. Если не существует механизма передачи семейной истории или этот механизм прерывается,  хотя бы однократно, то и связь поколений разрушается. И дело здесь не только в том, что великий разлом, произошедший в октябре 1917 года, разделил историю на «до» и «после» и в один миг сделал неважным, все, что было «до». Дело в том, что на протяжении нескольких веков,  земли моих предков  находились на территории воеводства Мстиславского (современная Могилевская обл. республики Беларусь), практически на границе России и Речи Посполитой, постоянно были в центре всевозможных внутренних и внешних конфликтов, а сами предки, можно сказать совершенно определенно,  воевали, причем постоянно. И великий разлом 17-го был далеко не единственным.

 

Посему я решил отказаться от перечисления родственных связей в духе «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова….»  и просто  дать исторический обзор, вкрапить моих предков в бурную жизнь их современников, как крохотные кусочки мозаики в общее полотно, причем в довольно краткой форме.

 

Моя бабушка по папиной линии, Елизавета Иосифовна Никулина ( урожденная Лявданская ), происходила из довольно древнего польского католического шляхетского рода Lawdanski , герба «Ястржембец» (Jastrzębiec).

Откуда пришли Лявданские на восточные территории Речи Посполитой, и кто они были, поляки или литвины, точно не известно, да это и не важно. В хрониках 16-17-го веков, и даже в романе «Потоп» Генрика Сенкевича упоминается ляуданская шляхта: «на всем протяжении берега Ляуды были усеяны так называемыми «околицами» или «застенками», в которых жила славная в истории Жмуди ляуданская шляхта.» Земли эти сейчас находятся в Расейнском (Расе́йняй) районе Литвы. Есть предположение, что переместились они на территорию  Мстиславского воеводства именно оттуда.

Первые упоминания  о моих предках, известные мне, относятся к  16 веку  -Ян Лявданский, королевский дворянин, участвует в семилетней войне 1563 -1570 годов, когда Дания в коалиции с Любеком — главным городом Ганзейского союза и Польшей воевала против Швеции.    Он упомянут как основное действующее лицо  в "Записи рассылки листов к старостам и державцам о серебщине,о выправе на военную службу людей и бояр путных,а также листов о том же к подданым, понес эти листы к старостам и державцам Кричевскому, Чечерскому, Пропойскому"

 С этого момента достоверно известно, что мои предки постоянно воюют, поскольку шляхта, как воинское сословие, принимало участие во всех многочисленных войнах своей отчизны. В 16-м веке они воюют еще в составе Великого княжества Литовского, поскольку территория воеводства Мстиславского входит территориально в состав княжества.

 

Карта Речи Посполитой. На карте видно, что практически вся территория современной Белоруси, а также Смоленские земли входили в ее состав.

В 1569 году между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния,  по которой оба государства объединялись в одно с претенциозным названием  Речь Посполитая Короны Польской и Великого княжества Литовского. Первое столетие существования этого уникального государственного устройства историки называют «золотым веком», правда, лишь для католической шляхты.

Девиз Речи Посполитой: Si Deus Nobiscum, quis contra nos (лат.)
(Если с нами Бог, то кто против нас?)

В конце XVI, начале XVII веков Речь Посполитая принимала участие в военных конфликтах почти со всеми своими соседями. В 1605—1618 годах польский король Сигизмунд III  попытался воспользоваться Смутным временем в России для укрепления своего влияния в Российском государстве, что из этого получилось известно. Думаю, что Лявданские, как люди служилые, в стороне от этой истории не остались, хотя документальных подтверждений этому нет. 

 

Сигизму́нд III,1566-1632 Король польский и великий князь литовский с 1587 года,  внук Густава Ваза и Сигизмунда Старого, сын шведского короля Юхана III и Екатерины Ягеллонки

К середине XVII века в воеводстве Мстиславском насчитывалось 13 769 крестьянских хозяйств и 110 152 жителя. Но в это время для воеводства да и для всего союзного государства наступают тяжелые времена -особенно опустошительным стал 1654год . После Переславской Рады, когда Богдан Хмельницкий продолжал терзать посполитство на южных окраинах,  российские войска под командованием воеводы Трубецкого взяли Мстиславль и расправились над населением большого тридцатитысячного города. Из тех, кто заранее не бежал оттуда, 15 000 человек погибло, а в живых осталось около 700 жителей. С тех пор жителей Мстиславля называли «недосеками». Мои дальние родственники видимо бежали, поскольку впоследствии на свет появилась жалоба  жены пана Самуэля Лявданского (моего пра, пра, пра…прадедушки), «земянина воеводства Мстиславского Феодоры, дочери пана Далецкого, что во время пожара замка Мстиславского, среди скарба сгорели и бумаги на часть ее приданого имения Далекая Нива (Daleko Niwe) в воеводстве Мстиславском лежащем». Это было только начало.

От воеводы Трубецкого остался  герб -умер Алексей Никитич  бездетным в 1680 году,  приняв монашество под именем инока Афанасия.

Костел кармелитов наиболее ценный архитектурный памятник Мстиславля. Заложен в 1637 г. От самой крепости не осталось ничего, кроме замкового холма.

Две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками воеводы Трубецкого (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII в.

В 1655-1660 годах начинается шведское вторжение в Речь Посполитую, которое назвали очень метко «Потоп». Шведы не хотели пассивно наблюдать за успехами русских в ходе войны с поляками и приняли решение вмешаться. Судьба Речи Посполитой висела тогда на волоске - денег в казне нет, казаки с юга, русские с востока, шведы с севера, гражданская война внутри.

Кстати в этот момент, происходит очень интересная история -пред ясные очи короля Яна Казимира появляется некий Боратини, который предлагает ему плюнуть на серебряный стандарт разменной монеты  и чеканить её из меди, то есть получать деньги из воздуха. Пирамида просуществовала с 1659 по 1668 годы и позволила в течении 9 лет начеканить около миллиарда «боратинок» и рассчитываться ими за продовольствие и оружие для войска и выплатить почти все внутренние долги. Правда платой за это была гиперинфляция, которая в итоге привела к полному расстройству денежного обращения Речи Посполитой. От палача Боратини спасло только то, что афера была одобрена сеймом. Еще более интересным фактом является то, что впоследствии этот деятель стал для Алексея Толстого прототипом при создании Буратино, он тоже собирался, посадив четыре золотых, вырастить денежное дерево.

Король Ян Казимир, профиль которого изображен на "боратинке"

Полякам в этот момент просто повезло, что русские не воспользовались моментом и погнавшись за выгодами мнимыми, заключили перемирие.  Этот трагический период очень талантливо описан Генриком Сенкевичем в романе с одноименным названием. Впоследствии не менее знаменитый и талантливый польский режиссер Ежи Гофман, экранизировал всю трилогию и на свет появились, не побоюсь этого слова, исторические кино полотна -  «Пан Володыевский», «Потоп» и «Огнем и мечем».

Когда я читаю исторические романы или смотрю фильмы на исторические темы, меня постоянно мучают вопросы о существовании реальных прототипов литературных и кино героев. В данном случае и пан Ежи Михал Володыевский и пан Анджей Кмитиц из романа «Потоп» абсолютно реальные люди, правда первый был по национальности украинец, а второй литвин. Ну а в романах они оба поляки. Причем прототип последнего, оршанский шляхтич герба «Радич» Самуль Кмитич, прославившийся выдающейся личной храбростью и воинским благородством, выделявшейся даже на фоне той воинственной эпохи. Время с 1648 по 1667 год не зря называют потопом. Этот «потоп» унес половину жизней местных жителей.

Речь Посполитая воевала с Москвой, украинские казаки — с поляками, шведы пытались, воспользовавшись положением, отхватить земли себе... И бои происходили в основном на территории нынешней Беларуси и в частности Мстиславского воеводства. Летописцы говорят о некоем «одичании нравов», о безжалостной резне, которую устраивали войска в каждом захваченном городе. А беда края была еще и в том, что сама шляхта не могла договориться между собой. Постоянно создавались воинственные группировки, проливавшие кровь друг друга, бунтовали против короля, магнаты устраивали заговоры и присваивали деньги, предназначенные войскам...

Мое мнение, что одна из причин почему исчезла Речь Посполитая – гордыня, заносчивость и воинственность ее шляхты. "Польша сильна рокошами" (раздорами) - говаривали тогда в Речи Посполитой. Когда в 1668 году король Ян Казимир отрекся от престола, он произнес в сейме пророческие слова:  "Придет время и Московия захватит Литву, Бранденбургия овладеет Пруссией и Познанью, Австрии достанется вся Краковия, если вы, панство посполитое, не перестанете посвящать время межусобной брани. Каждое из этих трех государств пожелает непременно видеть Польшу разделенную между ними , и вряд ли сыщется охотник, чтобы владеть ею полностью...". 

 

Малгожата Браунек и Даниэль Ольбрыхский в роли Ольги Биллевич и Анджея Кмитица. х.ф. «Потоп» 1974 г. 

Но я упомянул о Самуле Кмитиче не только в качестве некого исторического фона.Дело в том, что Самуль Кмитич и его жена панна Биллевич были соседями Самуэля Лявданского и я почти уверен, что в реальной жизни неоднократно встречались. Из глубины веков к нам дошло жизнеописание храброго оршанского шляхтича и я читая о нем, хотел бы верить, что мой предок, хотя бы в какой то степени, был похож на него.

Вторая половина века 17-го, начало упадка Речи Посполитой, а в 18-м   «уникальное государственное устройство» приказало долго жить – сначала в 1772 году следует первый раздел, в 1793-м второй и в 1795 году  подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее реки Буг и реки Неман, к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии — воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское , часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств. В итоге трёх разделов Речи Посполитой к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли).

Ровно через сто лет после смерти короля Яна Казимира, его пророчество сбылось,  но это уже совсем другая история. 

Мои предки никуда не ушли, а  остались там где и жили, на своих землях, став подданными Российской империи . Через несколько десятилетий , в середине 19-го века, они уже православные и люди совершенно мирных профессий. Мой прадед Лявданский Иосиф Александрович, всю жизнь прослужил на государственной службе в Могилевской казенной палате и в 1916 году попрощался с ней в чине надворного советника, что соответствовало чину армейского подполковника.

Мой прадед был дворянин, поляк, православного вероисповедания. С его дочерью, Елизаветой Иосифовной, моей бабушкой, все было намного сложнее и драматичнее – после октябрьского переворота ,  она, полька, записывается в красную армию и в составе 16-армии Западного фронта, вместе с братом Александром и будущим мужем Иваном Никулиным участвует в войне с белополяками (Советско-Польская война 1919-1920 г). Какой классовый разворот! Там она знакомится с будущим мужем, моим дедом Никулиным Иваном Ивановичем и в конце 1920 года  на свет появляется мой папа Никулин Юрий Иванович. С этого момента в нашей семье, формально больше нет этнических поляков – бабушка во всех анкетах в графе национальность указывает белоруска.

А вот ее младший брат Лявданский Александр Иосифович, в анкетах продолжал указывать, что он поляк, перед войной был офицером РККА, военнослужащим, инженером связи  в/ч 6082. 15 августа 1938 г  был арестован по обвинению в шпионаже и контрреволюционной деятельности, но был освобожден 25.07.1939 г. Реабилитирован 14 июня 1939г.

Просматривая семейные документы, архивы, изучая старые исторические хроники, я отчетливо понимаю, как труден, опасен и непрост путь ручейка, названием жизнь - его течению, на всем его протяжении, может угрожать очень многое. Иногда его течение стремительно и опасно, а иногда плавно и предсказуемо,  может широко разливаться, питать и озарять собой все вокруг давая новую жизнь,  а случается, чистый у истоков ручей, становится сточной канавой или вовсе исчезает без следа и памяти в заросшем крапивой болотце, не принеся никому   пользы. И будет ли это так и дальше, во многом зависит от нас самих, важно помнить свои корни и тех, кто, как минимум, не позволил этому течению прерваться.

Ну а мы… мы помним свое прошлое, храним традиции и смотрим в будущее.

Вот такая польская история.