Впервые на яхте

Кто в доме главный?

Главный в «доме», читай на яхте, всегда капитан. Именно капитан, без шуток, несет ответственность (вплоть до уголовной) за жизнь всех членов экипажа, за безопасность яхты и судов вокруг, и за движение лодки по морю. Посему, слово капитана — закон для всех членов экипажа будь то в море или на стоянке в марине от начала и до конца путешествия.

Кодекс хорошего тона и морской практики гласит:

Позаботься О БЕЗОПАСНОСТИ своей, других членов экипажа
Не забывай О КОМФОРТЕ своем, других членов экипажа, а также экипажей других яхт

Мы отправляемся в путешествие, чтобы получить максимум положительных эмоций. Морские путешествия при всей своей романтике являются «чуть более опасными», чем лежание в шезлонге у отельного бассейна. Однако, выполнение некоторых несложных правил позволит вам насладиться отдыхом в хорошей компании и вернуться домой не только невредимым, но и с запасом блестящих историй о жизни настоящих моряков!

Не имеет значения ступаете ли вы первый раз по трапу или вы уже моряк с большой буквы, в обязанности капитана входит проведение БРИФИНГА ПО БЕЗОПАСНОСТИ, который включает в себя демонстрацию спасательного оборудования, объяснение механизмов и систем на лодке, информацию по пожарной безопасности и многое другое.

Наиболее коварными для новичка на яхте являются трап, лебедки и гик

  • На трапе одновременно не должно находиться более одного человека. Если при одном взгляде на узкую дощечку у вас начинается тремор в коленях, не стесняйтесь попросить руку. Через некоторое время вы будете уверенно ходить по нему даже в качку, но первое время не пренебрегайте помощью товарищей. Не так стыдно попросить вас одержать, как незапланированно искупаться у самого пирса. Для наглядности продемонстрируем вам несколько примеров от наших друзей — учебного центра Seacharter:

Также не советуем балансировать на трапе с тяжелыми сумками, лучше и безопаснее передать их из рук в руки.

  • Не допускайте попадания ваших пальцев между веревкой и барабаном лебедки, при работе с лебедками и веревками надевайте перчатки. Запомните, развевающиеся волосы и длинные юбки хороши на фотографиях, но могут быть крайне опасны в условиях морского похода. Поэтому, соблюдайте рекомендации относительно формы одежды, а также убирайте волосы под бандану или бейсболку ради вашей безопасности. Попадание в лебедку либо между веревками концов одежды или длинных волос может закончиться плачевно.

 

  • Каждый капитан обязательно вам расскажет, что по-английски гик называется boom, не приведи Бог вам узнать на практике почему. Гик — это тяжелая поперечная конструкция, которая отходит от мачты, и к которой крепится нижняя часть паруса.

Гик коварен в любом положении как в рабочем — при движении под парусами, так и в фиксированном — при движении под мотором либо стоянке на якоре. Высокие люди имеют неосторожность забыть о его существовании, а на ходу (под парусами) гик при повороте перелетает с одного борта на другой с моментальной скоростью и ему совершенно все равно насколько крепкая у вас голова. Поэтому, будьте внимательны, пригибайтесь при перемещении в кокпите и при совершении маневров яхты. А при окрике «гик» советуем освоить пару приемов из мира животных и мгновенно втягивать голову.

Ну и еще несколько правил для вашей безопасности:

  • Правило трёх точек: «одна рука для себя – одна для лодки». Это может показаться странным, но не более чем: две ноги + одна рука, две руки – одна нога — именно так следует передвигаться по яхте, придерживаясь за поручень или леер
  • Веревки — не друзья — не «полагайтесь» на них, а точнее не вставайте и не садитесь — они могут внезапно «уйти» из-под вас или вас «кинуть». Если даже вам кажется, что такой хват надежнее и прижать ногой всегда вернее — никогда, еще раз НИКОГДА не наматывайте веревку на пальцы, руки и ноги! Если веревка резко дернется, это чревато переломами.
  • На лодке всегда следует выбирать обувь с закрытыми пальцами и не скользящей подошвой. Еще немного лайфхаков от наших друзей

  • Свежий воздух — это прекрасно, но открытый люк или иллюминатор на ходу — это не только вода в салоне, но и опасность для ваших ног. Люки и иллюминаторы должны быть задраены когда яхта в море.
  • Спасательный жилет и страховка такие же обязательные элементы безопасности как ремень в вашем автомобиле. Конечно, при спокойной воде надевать их нет особой необходимости, но если вы чувствуете себя неуверенно, отбросьте стеснение. Попросите капитана подобрать вам жилет и научить самостоятельное его надевать. Если капитан дает команду надеть жилеты и страховку, значит к этому есть серьезная причина. Исполнять данную команду необходимо беспрекословно. О том где находятся жилеты, как их правильно использовать вам расскажут на брифинге по безопасности. Не пренебрегайте этой информацией.
  • Немного о купании: а) купаться можно только с разрешения капитана; б) никогда не купайтесь при работающем двигателе вашей яхты или лодок поблизости; в) при купании в открытом море помните про течение и дрейф — сила ваших рук не может сравниться с силами природы, поэтому не забудьте выкинуть в воду, закрепленный на борту, линь с привязанным к нему спасательным кругом. Вытащить вас за него из воды куда проще, чем совершать маневры МОВ, в попытке подобрать человека за бортом.
  • Чистота — залог здоровья, а чистота и порядок на лодке – это еще и важная составляющая безопасности. Во время движения лодки все предметы должны быть убраны на свои места (в шкафчики, рундуки) и/или закреплены. Это позволит избежать не только разочарования от порчи ваших ценностей (особенно фото/видеокамер и телефонов), но и позволит избежать травм. Так, к примеру, один разбитый по халатности стакан способен нанести урон не одному человеку.

Давайте поговорим и о комфорте:

  • Один из главных элементов комфорта — это правильная одежда. Как говорится «не бывает плохой погоды, бывают неправильно одетые люди». Погода на море меняется стремительно, поэтому старайтесь одеваться многослойно, тогда вы сможете легко регулировать степень своего комфорта, а также много раз выполнить упражнение «оделся/разделся». Еще одежда не должна стеснять движений, быть по возможности влагостойкой и легко сохнущей. И главное правило — одевайтесь так, как вам комфортно. Не смотрите на других. Получить тепловой удар или простуду не самое приятное, что может случиться с вами в путешествии.
  • Загар это прекрасно, но загар на воде очень непредсказуем. Поэтому, берегитесь теплового и солнечного удара: всегда одевайте головной убор (кепка, бандана, панама), пользуйтесь кремом от загара, имейте с собой солнечные очки, выпивайте в день не менее 1,5 литров воды.

  • Морская болезнь — это неприятно, но не смертельно! Сильнее укачивает людей не выспавшихся, усталых и с похмелья, поэтому не переедайте жирного и не злоупотребляйте алкоголем перед первым выходом в море. В настоящее время существует множество препаратов от укачивания. Однако, помните, что их необходимо принять за час до выхода на воду. В отличии от распространенного мнения признаками морской болезни могут быть не только тошнота, но и зачастую вялость, апатия, головная боль. Чтобы облегчить симптомы поднимитесь на палубу, дышите глубже, удерживайте взглядом линию горизонта, а если капитан позволит, то встаньте за штурвал. Если же вы понимаете, что это не сработало и вас начинает тошнить – не стесняйтесь и не паникуйте. Уведомьте капитана и попросите друга подстраховать вас пока вы будете кормить рыбок, перегнувшись через борт. Не забудьте восполнить после этого потерю жидкости в организме. Главное помните лишь 2% населения не «прикачиваются». Все физиологично и ваш организм скоро поймет что к чему. Уверены, что вы в эти 2% не входите.

Соблюдайте кодекс хорошего поведения:

  • О чистоте и порядке мы уже говорили. Для подержания порядка на лодке назначаются дежурные, но нет ничего лучше, как сделать приятное товарищу и помыть свою чашку самому.
  • Приятная беседа и совместное занятие чем-то полезным — лучшее средство от морской болезни. Поэтому, отвлеките товарища от горестных дум, если видите, что ему не по себе; принесите ему воды, чая с лимоном и имбирем, ну или одержите, пока он взывает к Ихтиандру, если ваши посильные старания не увенчались успехом.
  • Забота о ближнем вернется вам сторицей! Напомните товарищу надеть кепку и намазаться кремом от загара, а если вы видите, что он уже начал перегреваться или «подгорел», пересадите его в тень, принесите воды, оденьте на него влажную кепку и намажьте его кремом.
  • Соблюдайте тишину в вечернее время суток. Относитесь с уважением и пониманием к тем, кто пытается выспаться перед насыщенным приключениями днем или очередным морским переходом.
  • Яхта — предмет полый и любой стук по корпусу многократно усиливается. Поэтому, не барабаньте по палубе и уж тем более не прыгайте, т.к. людям в каютах это кажется очень сильным грохотом
  • Кокпит считается личным пространством, поэтому никогда не заходите на чужую яхту без приглашения, а если вам необходимо пройти по другой лодке идите по носу яхты — это допустимо.
  • Капитан должен знать все о ваших передвижениях и планах, поэтому уходя с лодки – предупредите его куда идете, во сколько вернетесь, не забудьте мобильный телефон.

То, что вы хотели, но стеснялись спросить:

  • А как же собственно… да, да… Вы уже знаете из фильма, что «туалет на флоте называется гальюн», но чем он отличается от обыкновенного?

Правило номер РАЗ: в «горшок» должно попасть только то, что перед этим выпито и сЪето. Даже небрежно выкинутая туалетная бумажка может стать причиной серьезного ремонта (у вас есть лишние 300 Евро?).

Правило номер ДВА: дамы и господа — сидя, только сидя! Помните, что убирать вам в случае чего тоже самим.

А далее все зависит от типа гальюна: с ручным или электрическим приводом. Краткая инструкция в ролике ниже, а на месте попросите вашего капитана включить это в вводный инструктаж.

Маленький совет — душ и туалет в марине намного комфортней, чем на яхте. Не упускайте случая воспользоваться и сэкономить воду на лодке.

  • Куда же девается мусор? Никакой мусор не должен попасть за борт ни в море, ни в марине. Весь мусор утилизируется в контейнеры на берегу, а для экономии места в ведре пластиковые бутылки и жестяные банки желательно смять.
  • Запас воды на яхте достаточно ограничен, а если вы затеяли многодневный поход с дикими стоянками, то пополнить его проблематично. Экономьте воду при мытье посуды и в душе.
  • Помните, что яхта — это не отель. Будьте вежливы к товарищам, убирайте за собой на камбузе, в душе и гальюне, а также не разбрасывайте вещи. Это залог вашего общего мирного проживания и немалый элемент безопасности.
  • Взял вещь, положи на место! Яхта очень компактна, но очень эргономична и вместительна, у каждой вещи на ней всегда есть свое место. Это касается не только ваших личных вещей, которые должны быть убраны в ящички, шкафчики и рундуки и не мешать экипажу, но и особенно вещей общего пользования (начиная от столовых приборов, заканчивая рациями, биноклями, фонариками, GPS, ручками от лебедок и пр.).

А как же фотографии на фоне волны?

«Одной рукой обняв ее, другой обняв штурвал!» Это только в песне красиво, а каковы же правила удачного и главное безопасного селфи на лодке?

  • Любая техника имеет намерение выскользнуть из рук и выпасть в море. Ремешки, шнурочки, чехлы — все это будет не лишним при передвижении с фототехникой по борту лодки. Если вы думаете, что ваш телефон, фотоаппарат не улетит со столика в кокпите, ошибаетесь. Возьмите его в руки, целее будет.
  • Когда вы не пользуетесь фотокамерой, храните ее так, чтобы она не разбилась (в закрытом шкафчике, с специальном кофре — яйцо в утке, утка в зайце, ну вы помните).
  • Вся эта нежная техника не любит соленых брызг. Берите с собой защитные кофры или чехлы.
  • Самый лучший кадр конечно ближе к воде и еще на скорости. Это же — лучший способ проверить себя и вашу камеру на влагозащитные свойства. Если купание камеры и себя не входит в ваши планы, а хочется сделать ТОТ САМЫЙ снимок, то попросите вас подстраховать. И конечно перед тем как примериваться к ракурсу в какой-то интересной позе, уточните у капитана не собирается ли он делать сейчас маневр. Так и вы будете целее и кадр точно получится.

«Человек за бОртом!»

Если, не дай Бог, это вы, то просто не паникуйте. Сгруппируйтесь, дрейфуйте и не пытайтесь никуда плыть. Команда все сделает за вас.

Если выпал кто-то из членов экипажа, то главное правило — не суетиться и четко выполнять инструкции капитана, о чем также обучающее видео от команды Seacharter.

Вместо заключения

Если вы из тех, кто листает сразу в конец книги, то основные правила успешного морского похода следующие:

  • Капитан знает лучше. Слушайте его инструкции и особенное внимание уделите «предполетному инструктажу», там для вас много полезного.
  • «Делай как я!» Если в вашей команде есть более опытные морские путешественники, спросите их как лучше.
  • Делайте все с удовольствием. Хорошее настроение и позитивный настрой — это ключевые факторы отличного путешествия!

Памятка участника

До выезда.

  • Оформить визу, если требуется.
  • Забронировать авиаперелет.

Рекомендуется выбирать время прибытия исходя из времени заселения на лодку. Как правило, заселение происходит во второй половине дня, после 15:00.

  • Определиться с трансфером до марины или места встречи экипажа если он не происходит централизованно.
  • Оформить страховку (активный отдых или спортивную, раздел яхтинг) на весь период мероприятия. Страховку можно оформить в любой страховой компании: Согласие, Ресо, Ингосстрах. В случае наступления страхового случая немедленно сообщить о нем Капитану. У Альфа банк есть возможность страхования всех не выходя из дома по интернету, быть владельцем карточки не обязательно

Что взять с собой:

  • Документы, страховой полис, виза, деньги
  • Сумка или мягкий чемодан, который можно будет спрятать в рундук.
  • Гермомешок или не большой рюкзак для личных вещей, которые могут пригодиться на берегу.

Комплект одежды для холодной погоды:

  • Непромокаемые штаны (комбинезон) и куртка.
  • Термобелье верх и низ
  • Свитер, виндстопер (не продуваемая жилетка), флиска или полартек.
  • Шапка шерсть или флис
  • Перчатки яхтенные с длинными пальцами
  • Перчатки тёплые
  • Носки теплые шерстяные или горнолыжные
  • Теплые яхтенные ботинки или резиновые сапоги.

Комплект одежды для теплой погоды:

  • Легкая не продуваемая куртка
  • Жилетка, виндстопер или флиска
  • Штаны лёгкие быстро сохнущие
  • Футболка с длинным рукавом
  • Перчатки яхтенные
  • Кепка с прищепкой или бандана.
  • Солнцезащитные очки с веревочкой
  • Кроссовки со светлой подошвой или яхтенная обувь
  • Шорты

Комплект одежды для берега:

  • Футболки, майки
  • Рубашка с длинным рукавом
  • Джинсы
  • Кроссовки для берега
  • Трекинговая обувь
  • Шлёпанцы
  • Пижама

Прочее:

  • Носки
  • Нижнее белье
  • Солнцезащитный крем
  • Крем после солнца
  • Гигиеническая помада
  • Индивидуальные лекарства
  • Банные принадлежности
  • Зарядное устройство для автомобильного прикуривателя на 12 вольт
  • Спальный мешок для желающих спать на улице

Мы стараемся так спланировать наш маршрут, чтобы у нас была возможность обследовать еще и морское дно на предмет нахождения интересных исторических объектов без помощи акваланга.

Для того чтобы провести разведку и увидеть нечто особенное вам понадобится:

  • Маска и трубка, желательно профессиональные.
  • Гидрокостюм, можно полуоткрытого типа — даже в условиях теплого моря, это даст возможность дольше находиться в воде.
  • Ласты.
  • Камера с возможностью съемки под водой. Это, разумеется, опционально.Что можно найти под водой? Да все что угодно — корабли, грузовики, торпеды, боеприпасы, амфоры и даже оружие, как в этом ролике.